АЛТЫНОРДА
Новости

Туркестан №46. В СЛОВАХ АЙТЖАНОВОЙ ЕСТЬ СМЫСЛ… ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

гылымНа правительственном часе, прошедшем в Парламенте в начале недели, Специальный представитель Президента РК в переговорах по вхождению в ВТО и министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова выступила с предложениями касательно Таможенного союза, которые вызвали неподдельный интерес общественности.

В частности, утилизационные сборы, введенные Россией, служат непреодолимой преградой для казахстанских предпринимателей. Более того, оказывается, российская норма противоречит правилам ВТО.

Основная проблема, рассмотренная депутатами Мажилиса Парламента, – это

вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. (ВТО).

Сегодня членами ВТО являются 159 государств мира. На их долю приходится 95 процентов мировой торговли. Казахстан еще в 1996 году изъявил желание стать членом этой организации, и с этого момента, то есть, на протяжении 17 лет идет непрерывный процесс переговоров.

Чтобы стать членом ВТО, Казахстан меняет свое законодательство в соответствии с нормами этой организации. С 2004 года внесены дополнения и изменения в более чем 50 законов.

Кроме того, для урегулирования внешней торговли Правительство Казахстана приложило силы для изменения соглашений, принятых в рамках Таможенного союза. В их числе законодательные акты по таможенному администрированию, налоговой политике. Иными словами, некоторые соглашения в рамках «тройственного союза» ТС играют не в пользу отечественных предпринимателей. Хоть и позже, но Правительство признает это. Г-жа Жанар Айтжанова отметила, что «соглашения в рамках Таможенного союза приведены в соответствие с нормами ВТО».

В дополнение  этому, за последние семь лет идентифицированы тарифы экспортной и импортной транспортировки на железнодорожном транспорте, а также тариф на транспорт внутри страны. Эти тарифы на таком же уровне приняты Россией и Белорусью.

Еще одно важное соглашение – завершен процесс приведения в единообразие акцизного налога на импортные и отечественные товары, начатый четыре года назад.

Самое главное, для приведения в соответствие местного законодательства с требованиями Всемирной торговой организации, были проведены переговоры об утверждении срока переходного периода. Похоже, казахстанской команде под руководством г-жи Айтжановой ради отечественной экономики пришлось проявить все свое ораторское искусство и дипломатию. И они добились успеха – срок до 1 июля 2018 года признан для Казахстана «переходным периодом».в ВТО.

А три с поливиной года назад Казахстан совместно с Россией и Беларусью создал Таможенный союз. В прошлом году Россия вступила в ВТО.

Кстати, о Таможенном союзе. По некоторым нормам, определенным в рамках этой организации, трудно найти взаимопонимание с соседней страной. Так, Россия ввела утилизационные сборы на импортные автомобили. По словам Жанар Айтжановой, это требование противоречит не только нормам Таможенного союза, но и Всемирной торговой организации. Оказывается, поэтому уже начаты переговоры между Евросоюзом и Японией об отмене российской нормы.

Министр экономической интеграции считает, что российская норма мешает казахстанским автомобилям выйти на рынок Таможенного союза. Например, если в прошлом году в Беларусь были отправлены 2500 автобусов, собранных в Казахстане, то в Россию экспортировано всего 2 автобуса. Потому что российский утилизационный сбор только за один автобус марки Hundai составляет 5 тысяч долларов США, а стоимость самого автобуса – 25 тысяч долларов. Один этот пример является наглядным показателем того, что ворота российского рынка в ТС закрыты для казахстанских автомобилестроителей.

Однако казахстанская сторона не намерена бездействовать.

Сейчас Правительство ведет переговоры о том, чтобы в соседней стране казахстанская продукция не облагалась таким налогом. Если Россия по этому вопросу откажется пойти  на принятие общего решения, то Казахстан будет вынужден принять контрмеры, считает г-жа Айтжанова. То есть в Казахстане могут быть введены законные препятствия для ввоза российских автомобилей.

Безусловно, автомобилестроение – один из основных направлений экономики России, которая ежегодно производит около 80 тысяч автомобилей.. Для сравнения, в Казахстане ежегодно производится только 19 тысяч легковых автомобилей. Поэтому трудно поверить в то, что в ближайщие годы Казахстан завоюет российский рынок отечественными автомобилями. У нас только налаживается производство автобусов и грузовых автомобилей.

Одним словом, г-жа Айтжанова отстаивает будущее отечественных предпринимателей. По ее словам, «отечественные автопроизводители планируют выйти на рынок Таможенного союза». Иначе, зачем мы стали членом Таможенного союза?

Гульбигаш ОМАР, Астана

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА