АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

СМИ Польши: «Хорошо, что Путин не приехал»

indexВсе польские издания отмечают, что в этом году мемориальные мероприятия на территории бывшего нацистского лагеря смерти в городке Освенцим — особые, потому что впервые за прошедшие 70 лет в Европе возобновилось противостояние между Россией и Западом.

Польские газеты сходятся в том, что в нынешней политической обстановке, когда на востоке Украины идет война, участие российского президента Путина в траурных церемониях в Освенциме было бы неприемлемым.

«Хорошо, что Путин отказался от приезда в Освенцим. Хорошо, что приезжает Порошенко, а осознание вклада солдат из Украины в победу над Третьим рейхом — в интересах всей Европы», — считает польское издание Gazeta Wyborcza.

«Российско-украинская война»

В Европе, чья политическая культура в послевоенные годы опиралась на принцип «никогда впредь», снова идет обычная война, в которой сторонами выступают внуки солдат советской армии, 70 лет назад освобождавшей Освенцим, отмечает издание, которое на своем сайте освещает мемориальные мероприятия из Освенцима в режиме прямого эфира.

По мнению газеты, организаторы мемориальных мероприятий нашли идеальную формулу памяти жертв холокоста: отказались от выступлений глав государств и правительств, чтобы на церемонии не доминировала политическая повестка дня, а предоставили слово воспоминаниям уцелевших жертв Освенцима.

«Нет никаких сомнений в том, что самим своим приездом Владимир Путин затмил бы всех остальных гостей, особенно бывших узников лагеря и ветеранов Второй мировой войны, и вызвал бы протесты общественности. Ради послания, которое должно содержать память об Освенциме, этого нужно было избежать, — пишет автор статьи в Gazeta Wyborcza. — Поэтому правительствам прислали открытые приглашения, не предлагая уровня представительства».

Две роли Путина

Но только лишь российская дипломатия признала эту процедуру недостаточной и требовала особого приглашения для президента Путина, добавляет польская газета.

«В результате международного консенсуса Россия признана правопреемником СССР, поэтому на основании этого российские элиты часто считают, что имеют чуть ли не исключительное право на похвалу за победу над нацистской Германией, в том числе и в связи с освобождением Освенцима», — пишет Gazeta Wyborcza.

Решение организаторов мемориальных церемоний не выделять Путина из числа других достойных вызвало в России бурю эмоций, которые издание называет показательными, потому что даже те, кто не поддерживает политику Путина, критикуют действия польских властей.

«Они не замечают, что невозможно разделить две роли Путина: с одной стороны, он является главой государства, которое в наибольшей степени причастно к победе над нацизмом и окончанию немецкой оккупации Европы, а вместе с тем он является президентом государства, которое прибегло к агрессии против Украины и виновно в страданиях населения Донбасса и в военных преступлениях, которые там совершают оплачиваемые Россией наемники», — добавляет газета.

Президент Порошенко своим присутствием на церемонии в Освенциме, по мнению автора статьи Лукаша Адамского, руководителя научных проектов Центра польско-российского диалога и согласия, демонстрирует многонациональную природу Советской армии и то, что украинцы тоже освобождали Европу от фашизма.

Его статья называется «Освобождали не только русские».

Приезд Путина невозможен

Как пишет издание Rzeczpospolita, цитируя министра юстиции Польши, во время нынешних событий на Украине участие российского президента Путина в торжествах по случаю освобождения Освенцима-Биркенау было бы невозможным.

«На востоке Украины продолжается война. При таких обстоятельствах было бы трудно, чтобы в годовщину освобождения лагеря принимать президента России, — сказал министр Цезарь Грабарчик. — Россия, пусть и неофициально, но участвует в этом конфликте».

В отличие от того, как об особенностях приглашения российской делегации пишет Gazeta Wyborcza, Rzeczpospolita в своей статье пишет, что МИД использовал дипломатическую зацепку.

Президента России пригласили на годовщину таким образом, что он просто не мог принять такое приглашение, считает издание.

«Узники не были похожи на людей»

Издание Wprost пишет, что когда 27 января 1945 года советские солдаты освободили Освенцим, они боялись подходить к заключенным, потому что те напоминали живые скелеты и не были похожи на людей.

«Узники, которых они увидели за оградой из колючей проволоки, были больны туберкулезом и голодной диареей, вызванной истощением организма в результате длительного голодания, — описывает издание увиденное солдатами 70 лет назад. — Много недель после освобождения лагеря санитарки находили под матрасами хлеб, спрятанный бывшими заключенными, которые боялись возвращения лагерного ада. Визит в баню или инъекция вызывала у людей панический ужас, потому что совсем недавно это означало верную смерть».

Издание пишет, что когда в июле 1944 года Советская армия остановилась на берегу Вислы, ее дальнейшее продвижение на запад было делом времени. Однако продвижение было остановлено когда вспыхнуло Варшавское восстание, и благодаря этому, отмечает Wprost, нацисты получили время на эвакуацию концлагеря и уничтожение лагерных документов.

В январе 1945 года Советская армия двинулась дальше. 26 января 60-я армия Первого украинского фронта освободила Освенцим, а уже на следующий день первые красноармейцы вошли на территорию лагеря «Освенцим-III — Моновиц», где был лагерь подневольного труда и уничтоженная бомбардировками союзников фабрика концерна IG Farben.

Однако лагеря Освенцим и Биркенау союзники не бомбили, потому что знали о многих тысячах заключенных. Наступление советских солдат сдерживали элитные подразделения СС, пишет Wprost, однако около 15:00 в этот день, 27 января, были открыты главные ворота лагеря смерти.

«Красноармейцы застали в лагере около 7 тысяч заключенных, преимущественно больных и немощных, ибо только таких эсэсовцы не смогли вывезти или убить. Наткнулись также на останки почти 600 расстрелянных или умерших от голода, — пишет издание. — Окрестности Освенцима немцы заминировали, в Биркенау газовые камеры и крематории были взорваны. Главный лагерь — Освенцим-І — остался практически невредимым, сгорели только крыши в двух зданиях».