АЛТЫНОРДА
Интервью

Айымторы Тайгаринова: Роли мне всегда давались легко…. Актер – это призвание.

Беседовал Нурбулат Куанышев

Айымторы Тайгаринова начала свою актерскую карьеру в двадцать четыре года. Талантливая актриса, способная заставить зал смеяться или плакать навзрыд. В молодые годы жила у народной артистки СССР Хадиши Букеевой. Училась актерскому мастерству у Нурмухана Жантурина, Азербайджана Мамбетова, у других знаменитостей. Айымторы гордится этой школой, хотя ее учителей уже нет в живых. А вообще, Айымторы пророчили блестящую карьеру. Сцена всегда была и остается ее призванием….

— Айымторы Каспиевна. Вы начинали как театральная актриса?

Верно. Начинала как театральная актриса. Жандарбеков Курманбек говорил: «Ох уж эта егоза, куда ее не зарой, она все равно вылезет»

А работали  вы в драматическом театре?

Да. В драматическом. Карьера у меня и сложилась, и началась, достаточно хорошо.

Какие роли вам приходилось исполнять?

В основном, роли  мальчишек.  Роль мальчика — подростка в спектакле «Бажаларамен балдыз бар», меня просто превознесла. Я проснулась знаменитой. Маленькие мальчики постоянно меня узнавали, и называли по имени, говорили: «О-о-о, Айымторе идет» .   В «Бажалар мен балдыз бар» мне довелось сыграть роль хулиганистого мальчишки, а в спектакле «Аке мен бала», где я также играла мальчика,  мне досталась действительно драматичная роль. После этого спектакля я чувствовала, что зал опечален вместе со мной. До меня даже доносились всхлипывания. Я была рада, что могу вызывать такие эмоции.  Это давало мне огромный стимул. Я очень благодарна людям, которые меня помнят и поддерживают.  Хочу от всей души поблагодарить молодежь, они такие талантливые, такие красивые и  востребованные, я очень горжусь нынешнею молодежью.

Расскажите, а как вы пришли в кинематограф?

В кинематограф я вовсе не приходила. Лишь сейчас, изредка, зовут на роль бабушек. Там сыграю бабушку, здесь сыграю бабушку, в самом деле, роли совсем маленькие.  Двух-трех бабушек в кино я уже сыграла, а так, в основном, играю в театре. В тысяча девятьсот шестьдесят пятом году я получила диплом за спектакль «Шуга». Мою фотографию опубликовали на обложке журнала. Такая хорошая фотография получилась, но почему-то в жизни, меня мало кто узнавал. Принимали за простушку. На сцене, я всегда была узнаваема. Мне говорили комплименты, выражали свое восхищение, даже спрашивали: « Как вы умудряетесь исполнять такие разные роли, начиная с прекрасных девушек, заканчивая маленькими пацанами?» Но в какой-то степени, я даже рада тому, что узнаваема я  была только на сцене. Говорят, что хорошие актеры такие и должны быть. Меня частенько восхваляли, мной восхищались. Но я думаю, это оттого, что мне очень везло с режиссерами.

В девяностые годы было очень сложно,  я думаю, что  и актерам пришлось нелегко?

Вы знаете, я много ролей сыграла в Чимкентском драматическом театре. Там была целая плеяда режиссеров Шаниных. Они меня очень ценили. Когда я должна была исполнить роль мальчика,  режиссер мне как-то сказал: «Я немного переживаю, что  во время сцены с борьбой, с вашей головы слетит шапка». И потому, до начала спектакля я пошла, и сделала мальчиковскую стрижку. Просто взяла и срезала свои длинные волосы. Вечером, перед началом спектакля, в гримерку зашел режиссер, и это его очень шокировало. «Вот это да, искусство требует жертв», — сказал он. Конечно, без трудностей не обойтись. Говорили, что я очень талантливая, на сцене меня всегда узнавали, но таланты тоже плачут.  Я даже не представляла, что личная жизнь сложится непросто. А роли мне давались всегда легко.  Мы ставили пьесу «Горянка» Расула Гамзатова, в которой я сыграла главную роль. Еще играла Джамилю Чингиза Айтматова.   Играла в спектакле «Сауле» Тахауи Актанова. Сыграла небольшую роль в спектакле «Слуга двух господ». В общем, неплохие роли мне давали. И неплохо у меня получалось их исполнять. Я родилась актрисой. Сейчас я уже состарилась, и на смену мне пришли молодые и талантливые актеры. Теперь я на заслуженном отдыхе, так сказать

Много ли сейчас талантливых артистов в Казахстане?

Не могу сказать, что в драматическом театре их много. Большинство молодых ребят и девушек предпочитают заниматься пением.

Вы хотите сказать, что молодежь идет в оперу, эстраду?

Да. Почему-то драматические театры обделяют вниманием. Но я ни в коем случае не обвиняю актеров в этом отношении. Просто нет материала. Нет таких писателей, которые бы написали блестящий сценарий, по которому захотелось бы ставить спектакль.

Что вы можете сказать о финансировании театров?

Оперные театры государство финансирует хорошо. Что же касается драматических, то думаю, нам не хватает гастролей. Раньше мы постоянно гастролировали. Мы уезжали на гастроли на два-три месяца. Нас так хорошо принимали. Это было здорово. Сейчас гастролируют, но не могу сказать, что  так же, как раньше. Гастроли малые. В основном затягиваются на десять дней, не больше.

Театры себя окупают?

Во время премьеры раньше работали барзисты. Не знаю, как их сейчас называют. Ходили по организациям, распростроняли билеты.

Как вы оцениваете фильм «Жаужурек мын бала»?

Очень хороший фильм. Мое зрительское мнение. Я знаю, что режиссер фильма Ахан Сатаев, сын замечательной актрисы Асии Аблаевой, с которой мы работали.  Он очень талантливый, на него возлагают огромные надежды.

Какие кинокартины из казахстанских вы  бы еще выделили?

Я люблю видеть в фильмах свежие лица. В этом смысле понравился фильм «В Астану весна приходит поздно». Не люблю, когда всюду мельтешат одни и те же актеры. Если еще и вдобавок сюжет плохой, то смотреть становится совсем не интересно. То же самое могу сказать  о дубляже. Лучше бы транслировали фильм либо на русском, либо на чисто казахском. Ну, есть, конечно, опытные актеры, которые хорошо дублируют, и хорошо чувствуют образ и поведение своего героя.

Как ветеран театрального искусства, что бы вы могли пожелать деятелем современной культуры?

Азербайджан Мамбетов говорил: « Когда вы выходите на сцену, не смотрите на зрителей, смотрите выше пятого ряда, чтобы не было зрительного контакта. А то вы выходите и смотрите на них, мол: «Ну как я? Смотрите, какой я талантливый» Поэтому, я старалась никогда не фокусировать свой взгляд на зрителях. Хочу пожелать ребятам, чтобы они не зазнавались. Чтобы они берегли талант, данный от Бога. А еще, не забывайте посещать театры.