[:ru]
Развитие онлайн-продаж, девальвация и, как следствие, падение платёжепособности населения. Повлияли ли эти и другие факторы на позиции крупных торговых сетей? Об этом Forbes Kazakhstan расспросил экспертов и участников рынка
И хочется, и колется
При анализе рынка эксперты Scot Holland | CBRE напомнили хрестоматийные вещи: Казахстан является наиболее экономически развитой страной в Центрально-Азиатском регионе, однако имеет низкую плотность населения. Данный фактор, считают они, часто является сдерживающим и делает рынок Казахстана неперспективным в глазах международных ретейлеров.
Также, по их наблюдениям, корректировка курса тенге к доллару оказала негативное влияние на рынок и поставила многих ретейлеров в невыгодное положение – поток покупателей снижается, а арендная ставка, напротив, повышается.
«Покупательская способность населения снизилась, что заставило многие бренды уменьшить площадь своих магазинов. Многие ретейлеры отложили свои дальнейшие планы по развитию в Казахстане, – отмечают эксперты. – Однако некоторые операторы (супермаркеты) чувствуют себя гораздо лучше и даже расширяют сети. Например, на местном уровне – в Астане по одному новому супермаркету открыли сети Interfood и Galmart».
Эрнар Сарсекенов, директор по аренде ТД Forum, отметил, что в 2017–2018 пришли новые крупные сети, причем в новом для Казахстана сегменте DIY – Do it yourself (сделай сам). Это французская Leroy Merlin и германская OBI. Продюсер ретейл-конгрессов в Казахстане Елена Саргалдакова добавляет цифр: за 2017/18 российский «Детский мир» открыл 23 магазина, дискаунтер «Светофор» (также из России) – 13.
Что касается fashion-брендов, то они тоже были достаточно активны – на нашем рынке появилась польская группа LPP (бренды Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay), азербайджанская компания Zeta (с брендами The Entertainer, Ted Baker, Pinko), китайский спортивный бренд LiNing.
В компании MEGA говорят, что зарубежные игроки сохраняют интерес к казахстанскому рынку: на площадке ТРЦ появился турецкий бренд Bottega, российский Gloria Jeans, испанский Uterque, датский Hummel и многие другие.
«Если некоторые бренды закрывались, то теперь они возвращаются уже не в формате франшизы, а в виде полноценных региональных офисов. Вернулся в Казахстан бренд молодежной одежды «ТВОЕ», – приводят пример в компании.
По информации Scot Holland | CBRE, в прошлом году на рынок Казахстана пришел бренд H&M, открыв магазины в Алматы и Астане. Планируется открытие второго магазина Next в MEGA Silk Way.
«Если рассматривать бренды одежды, обуви и аксессуаров, то можно отметить рост у некоторых брендов среднего ценового сегмента. Например, LC Waikiki и Koton. Также о планах по расширению на территории Казахстана заявляет ещё один турецкий бренд Defacto», – говорят в Scot Holland | CBRE.
Но случается и так, что ретейлер принимал решение полностью уйти с рынка Казахстана.
«В 2017 в Алматы закрылся французский оператор розничной торговли Carrefour. Магазин не выдержал конкуренции с местными операторами», – констатируют эксперты Scot Holland | CBRE.
В тени соседа
Относительная активность сетей и брендов связана с тем, что они уже хорошо представлены в Европе и теперь ищут пути расширения.
— Поэтому рынок Евразии в целом и Казахстана в частности привлекателен для них, – объясняет Эрнар Сарсекенов «пришествие» иностранцев.
К слову, приметой времени стал тот факт, что крупные международные сети практически перестали заходить в Казахстан напрямую, они делают это после того, как обкатают проекты в России.
«Это естественное развитие событий – Казахстан находится в тени России, компании проще зайти к нам из России, чем из Европы. Ещё одна причина, почему любому ретейлеру сюда тяжело заходить напрямую, – отсутствие у нас выхода к морю. Если посмотреть на тех, кто присутствует в России, то можно увидеть, что у них логистика завязана на морских перевозках», – говорят в Scot Holland | CBRE.
В компании добавляют, что, безусловно, Казахстану было бы лучше, если бы ретейлеры выбирали нашу страну в качестве стартовой площадки. Ведь приход любой крупной компании – это инвестиции, налоги, новые рабочие места.
По мнению Елены Саргалдаковой, Казахстан привлекателен для иностранных игроков отсутствием серьёзной конкуренции.
— Наши сети пока развиваются только за счёт увеличения количества торговых точек, – говорит она. – В то время как международные игроки приносят новые интересные форматы, необходимые покупателю, предоставляют высокий уровень сервиса. Также Казахстан является транзитной зоной для множества импортных товаров в связи с мягкостью законодательства в вопросах импорта-экспорта.
Специалисты из MEGA в свою очередь считают: активность брендов – это показатель, что рынок постепенно оправляется после девальвации 2015 года, а ретейлеры понимают, как строить бизнес и добиваться успеха в условиях высокой волатильности национальной валюты.
Что год грядущий им готовит
Эрнар Сарсекенов предполагает, что в 2019 году крупные ретейл-сети будут открывать свои магазины в Алматы и Астане, а затем их естественным и логичным шагом станет экспансия в регионы, например в Шымкент, Караганду и западные города, а также, возможно, в Туркестан – новый областной центр.
— В других городах Казахстана есть ещё куда развиваться, конъюнктура рынка позволяет, – объяснил свой прогноз Сарсекенов.
Елена Саргалдакова ожидает роста крупных и небольших ретейлеров Казахстана.
— Представители «среднего» ретейла (годовой оборот $20–30 млн) не в очень хорошем положении, – говорит Саргалдакова. – «Средний» ретейл существует в Казахстане наиболее продолжительное время – свыше 20 лет, и пришло время для внедрения инноваций, для реорганизаций, иначе более современные представители вытеснят их с рынка.
По прогнозам Scot Holland | CBRE, ситуация в сфере ретейла в следующем году будет во многом зависеть от экономической ситуации в стране, а также уровня доходов населения.
«Положительным толчком может послужить тенденция снижения арендных ставок в долларовом эквиваленте. Несмотря на общий спад, спрос на качественные торговые помещения в концептуальных и профессионально управляемых центрах остается относительно стабильным. Кроме того, ожидаемое появление новых международных брендов должно дать импульс более активному развитию рынка и освоению торговых площадей. Международные ретейлеры, которые рассматривают рынок розничной торговли Казахстана, в первую очередь изучают перспективы Алматы, что объясняется большими объёмами розничного товарооборота. Наиболее активно изучают рынок Казахстана российские компании. Планируется открытие IKEA и Auchan», – говорят в компании.
Однако расслабляться Казахстану не стоит: Узбекистан, проведший ряд экономических реформ и сменивший направление политики, составил серьёзную конкуренцию нашей республике.
«Плотность населения Узбекистана выше в 10 раз, что является важным преимуществом. Также дешёвая рабочая сила и действия, направленные на улучшение бизнес-среды, могут положительно сказаться на привлекательности страны», – делают акцент эксперты Scot Holland | CBRE.
https://forbes.kz/finances/markets/seti_vyisokogo_napryajeniya_1543371949/
[:]