ПЛЕМЕНА  КАЗАХСТАНА  В  ЭПОХУ  БРОНЗЫ

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ПЛЕМЕНА  КАЗАХСТАНА  В  ЭПОХУ  БРОНЗЫ

 

Глава 2. АНДРОНОВСКАЯ   КУЛЬТУРА

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                            

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хозяйственные  изменения  наметившиеся  еще  в  неолитическую  эпоху привели во 2 тыс. до нэ. к сложению скотоводческо-земледельческой  экономики и высокоразвитой металлургии Переход к экономике  производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана Изготовление оружия постепенно развивается  в  самостоятельную  отрасль  металлообработки

По археологическим материалам хорошо известна культурная  общность степных скотоводческо-земледельческих племен оставивших  памятники  андроновского типа при всех  локальных отличиях эти племена  распространившиеся на обширной территории демонстрируют яркое  культурное своеобразие сменяющее племенную чересполосицу эпохи  неолита 

 

ГЛАВА 1. ПЛЕМЕНА  КАЗАХСТАНА  В  ЭПОХУ  БРОНЗЫ

 

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя  факторами   Одним  из  них  определяющим  новую  эпоху  было  производственное  освоение  палеометаллов. 

В  середине  2  тыс. до н.э. племена Казахстана  овладели  производством   бронзовых  изделий  Бронза  становится основным сырьем  для  изготовления   орудий   труда  и   оружия   Богатства  недр   Казахстана   полиметаллами  и  в  первую  очередь  оловянисто-медными  рудами   явились  одной  из  причин  возникновения  на  этой  территории  мощного   очага   металлургии

Еще в начале 2 тыс. до н.э. у степных племен Поволжья  Приуралья  Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое   хозяйство  А  в  середине  2  тыс  до  н э  у  степных  племен Казахстана  наблюдается  подъем  первобытного   производства  интенсивно   развивается  скотоводство   С   этого  времени  в  хозяйстве  населения  степной  Евразии все большее место  занимает  скотоводство  В  конце   2- начале  1  тыс.  до  н.э. большинство   населения  степных  районов  переходит  к  новой   специализированной  форме   хозяйства  —   кочевому  скотоводству   Выделение  пастушеских  племен  в  степной  зоне  Западной  Азии  и  Восточной  Европы  относится  к  середине  2  тыс  до  н.э. хотя  следует  иметь  в  виду  разные   темпы  развития  в  различной  природной   среде.  К  перестройке  первобытной  экономики  вели  прежде  всего  природно-климатические   изменения   В  эпоху   бронзы  на  смену  длительной   прохладно-влажной   фазе   приходит  более  чем   тысячелетний   период  постепенного   изменения   климата  в  сторону   потепления   и большей   сухости

Изменения   происходившие   в   хозяйстве  и  в  быту   степных   племен  Восточной   Европы  и  Западной  Азии  в   связи  с  прогрессирующим изменением климата подтверждается   археологическими  источниками. В  долговременных  поселениях  Западного  и  Центрального   Казахстана   появляется   новый   способ   водоснабжения  —   колодцы.

Если   в   хозяйственном  и  культурном   отношении   население   северных   районов   Казахстана   и  племена  лесной  и  таежной   зоны   Западной   Сибири  в  эпоху   неолита   и   ранней   бронзы   имели  много  общего, то  позднее  с  изменением   климата  это   сходство   исчезает. К   середине  2  тыс.  до  н.э. и  в  этих  районах   так  же  как  и  в Центральном Казахстане развивается скотоводческо — земледель-ческое  хозяйство  с  преобладанием   скотоводства.

Существенные   изменения  происходят  в   общественном  строе  и  семейно-брачных  отношениях  населения 

Быстрое  развитие   скотоводства  и  металлургии  этих  двух   главных   направлений   экономики   эпохи   бронзы  требовали   прежде  всего  мужского   труда   что   привело  к  усилению  роли   мужчины  в  обществе  и  в  конечном  счете  —  к  смене   материнского  рода  отцовским  / патриархат /

С ростом производительных  сил усиливающейся специализацией   общественного   труда  развитием  патриархальных   отношений   были  связаны   крупные изменения   в  общественной  жизни. Происходит   обособление  отдельных  семей   расширение   семейной   собственности  растет   имущественное  неравенство  внутри   родовой   общины 

 

 

Глава 2. АНДРОНОВСКАЯ   КУЛЬТУРА

 

В  эпоху  бронзы  обширные  степные  пространства  Сибири, Приуралья,  Казахстана  и  Средней  Азии  были  населены  родственными  по  происхождению  и  общности  племенами , оставившими  яркую  самобытную  культуру . В  науке  она  получила  условное  название  андроновской , по  месту  находки  первого  памятника  у  села  Андроново,  близ  Ачинска .

Один  из  центров  андроновской  культуры  находился   на  территории  Казахстана .Андроновское   население  западных   районов  испытывало  постоянное   влияние   близкородственных  племен  срубной  культуры    и  в  свою  очередь  оказывало  на  них  прямое   воздействие     

Археологические данные свидетельствуют о том, что  андроновское  население , в  подавляющем  большинстве , вело  оседлый  образ  жизни . Поселки  располагались  по  берегам  рек  с  широкими  пойменными  лугами . Жилищами  семей  были  большие  землянки  с  различными , хозяйственными  пристройками  и  загонами  для  скота . Для  этих  поселков   был  характерен  комплексный  характер  скотоводческо – земледельческого  хозяйства , с  заметным  преобладанием  пастушеского  скотоводства .На  территории  Казахстана   преобладало  в  то   время   придомное  пастушеское   скотоводство . В  стаде  преобладал   крупный  рогатый  скот    для  выпаса  которого   использовали  пойменные  луга  .   Овец  и  лошадей  было  мало . Постепенно   пастушеское  скотоводство  перерастало  в  яйлажное . При  яйлажном  скотоводстве  пастухи  со  скотом  делали  небольшие  перекочевки  с  одного  пастбища  на  другое .  В степях  Центрального  Казахстана  произошло  одомашнивание  дикого  верблюда. На  позднем  этапе   эпохи   бронзы  в  степных   районах   Казахстана   скотоводство  становится  основной  отраслью  хозяйства  и  принимает  формы  близкие  к  кочевому  скотоводству.  

С  андроновским  временем  связано  широкое  распространение  металлических  орудий  труда , оружия  и  украшений : втульчатых , так  называемых  вислообушных  топоров , ножей , с  выемкой  у  основания, кельтов ,  своеобразных  наконечников  копий  и  стрел , браслетов, зеркал,  бус  и  подвесок . На  местах  добычи  и  дробления  руды   найдено  множество   металлических   каменных  и  костяных   орудий   горного   дела. Плавили  руду  непосредственно  на  поселении  или  недалеко  от  него. Для  плавки  устраивались   плавильные  печи  типа  горна

О  художественном  вкусе  и  культуре   древних  племен   эпохи  бронзы   можно  судить  по  украшениям  и  предметам  искусства. Встречаются   хотя  и  редко  вещи   выполненные  в  зверином  стиле

Племена  андроновской  культуры  умели  изготавливать  боевое  оружие   которое  постоянно  совершенствовалось

Главными этнографическими  признаками  культуры, отличающими  андроновское  население  от  других  племен , являются  погребальный  обряд , своеобразный  набор  глиняной  посуды  с  геометрическим  орнаментом , формы  металлических  изделий .

Андроновские  племена  возводили  погребальные  сооружения  в  виде  каменных  оград, различных  конфигураций : прямоугольной , круглой, овальной . В  Приуралье  они  заменялись  курганными  насыпями . Умерших  соплеменников  либо  сжигали , либо  хоронили  особым  способом , на  боку,   в  ящиках  из  каменных  плит  или  в  прямоугольных  грунтовых  ямах .

В  парных  погребениях  мужчины  и  женщины  всегда  лежали  на  одном боку /на правом/ .

Значительное  место  у  обитателей  поселений  занимало  изготовление  керамической  посуды. Вся  она  предназначалась  для  использования  в  хозяйстве  и  в  быту .   Гончарами  были  преимущественно  женщины.

По  сосудам  можно  судить  о  технике  их  изготовления.

Сосуды  лепились  вручную. Большинство сосудов  сделано  ленточной  техникой. Большая часть сосудов по внешней  поверхности  была  покрыта  лощением , которое  наносилось  до  обжига  разогретым  костяным лощилом  или  нагретым  небольшим  камнем  ,чтобы  придать  сосуду водонепроницаемость .  Сосуды , как  правило , покрывались  орнаментом  Узор  наносился  до  обжига  по  сырой  или  чуть  подсохшей  глине .Они  имели  плоское  дно .  Их  внешняя  поверхность  была  украшена  сложным  геометрическим  орнаментом , наносившимся  гребенчатым  или  гладким  штампом . 

Специфической  формой  украшений , не  выходившей  за  пределы  распространения  племен  андроновской  культуры , были  серьги  из  золотого  листа , свернутые  в  полтора  оборота ,  украшения  головного  убора  и  одежды , в  виде  очковидных  и  лапчатых  подвесок , бляшки  с  чеканным  орнаментом , браслеты ,со  спирально  закрученными  концами .

Высокая  техника  производства  и  законченность  форм  бронзовых  предметов  и  глиняных  сосудов  указывают  на  высокий  уровень  культуры.

Изучение  физического  облика  населения  андроновской  культуры  доказывает,  что  в  эпоху  бронзы  здесь  жили  племена  с  явно  выраженными  европеоидными  чертами .

Центральные, северные  и  восточные  районы  Казахстана  занимало  население, которое относится к  андроновскому  варианту  протоевропейской  расы. Его  характерные  представители  обладали  массивным  мезокранным  черепом  низким  и  широким  лицом  низкими  глазницами  и  значительно  развитым  надпереносьем  с  резко  выступающим  носом 

Население  западных  и  юго-западных  районов  Казахстана  относилось  к  другому  варианту  европеоидной  расы, так  называемому  средиземноморскому .Его  основные  особенности  —  долихокранный  тип  черепа  и  более  вытянутая  форма  лица 

Область  расселения  средиземноморского  типа  охватывала  юго-восточные  степи  Европы  и  южную  часть  Средней  Азии. Прямые  контакты  и  взаимопроникновение  обоих  расовых  типов  в  пограничных  областях  и  их  распространение, и  явились  причиной  смешанного  антропологического  состава древнеказахстанских   племен  западных  и  юго-западных  районов .

Таким образом, палеоантропологические данные  позволяют  заключить,  что  антропологический  состав  древнеказахстанских  племен  эпохи  бронзы  складывался  главным  образом  из  двух  европеоидных  расовых  типов —  андроновского  и  восточносредиземноморского  Они  были  представителями  протоевропейской  расы  и  носителями  андроновской  культуры .

Жизнь  и  благосостояние  племен  всецело  зависели  от   природы и  человек  одухотворял  ее  силы  Это  были  прежде  всего  солнце , огонь  вода , животный  и  растительный  мир . У  некоторых  племен  существовал  культ  огня , о  чем  говорит  широко  распространенный  обряд  трупосожжения.

На  позднем  этапе  эпохи  бронзы , с  развитием  новой  формы   хозяйства-кочевого  скотоводства  —  вместе  с  культом  солнца  появилось  поклонение луне  и  звездам , по  которым  кочевники  ориентировались  во  время  ночных  перекочевок .

У племен  широко  был  распространен  культ  предков    и  вера  в  загробную  жизнь.

Происхождение андроновской культуры — проблема  дискуссионная.

Трудности  выяснения  этой  проблемы  заключается  в  недостаточной  изученности  памятников  предшествующей  эпохи  неолита  и  энеолита  

Существует  ряд  гипотез , предполагающих :

— андроновская  культура  возникла  в  результате  проникновения  пришлого  из  Средней  Азии  населения  в  среду  казахстанских  энеолитических  охотников  и  собирателей.  Оно  принесло  с  собой   навыки  и  формы  производящего  хозяйства . Такой  контакт  и  привел  через  несколько  столетий  к возникновению  в  степной  и  лесостепной  зонах  качественно  новой  культуры  андроновских  племен .

— андроновская  культура  образовалась  на  основе  естественного  развития  родственных, по  культуре  и  по  происхождению , племен  северной  полосы  казахстанских  степей  и  прилегающих  районов  Зауралья  и  Западной  Сибири  эпохи  неолита  и  энеолита . Уже  в  то время  были  известны  скотоводство ,  примитивное  земледелие  и  зачатки  горного  дела.

Дальнейшее  развитие  придомного  пастушеского  скотоводства  и  мотыжного  пойменного  земледелия  привело  к  большей  оседлости, появлению  домашних  промыслов,  развитию  металлургии .  Примерно  одинаковый  уровень  прогресса   этих  основных  производств  материальных  благ  в  обширной  степной  зоне  привел  к  сложению  характерных  особенностей  андроновской  культуры  к  близким  формам  социального  уклада  общества .

В описании  андроновской  культуры  как  исторического  явления  выделено 3 основных  этапа:

  • ранний-федоровский 18-16 вв  до н. Э.
  • средний-алакульский 15 –12 вв до н. э .
  • поздний- замараевский 12-8  вв до н. э .

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Андроновская культура, в широком, историко-культурном  понимании  этого  термина , соответствует  раннему /18-16 вв до н.э. /  и  среднему /15-12 вв  до н. э. /  периодам  эпохи  бронзы .  В конце  2-начале 1 тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен  андроновской  культуры  происходили  изменения , вызванные  новой  хозяйственной  основой  общества , переходом  к  ялажному , затем  к  кочевому  скотоводству.

В  этот  период, получивший  название  эпохи  поздней  бронзы, андроновские  традиции  в  хозяйстве  и  культуре  сменяются  более  прогрессивными формами экономики и материальной культуры  общества  эпохи  раннего  железа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. В.В. Гинзбург «Палеоантропология Средней Азии» 1972 г.
  2. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. 1970 г.
  3. Хлопин И.Н. Проблема  происхождения  культур  степной  бронзы
  4. Маргулан А.Х. Древняя  культура  Центрального  Казахстана
  5. Федорова-Давыдова Э. А . К проблеме  андроновской  культуры
  6. Грязнов М.П. Погребения  бронзовой  эпохи  в  Западном  Казахстане